Запчасти и комплектующие для техники

Чай, кофе, какао

Пассажирские перевозки

Грузчики, складские услуги

Компьютерная техника

Планшеты и электронные книги

Пена и герметики

Оборудование для работ на высоте

Компьютерные столы и кресла

Кухонные гарнитуры

Аренда прицепов, прицеп-дача

Кухонные мойки и комплектующие

Пледы и покрывала

Полотенцесушители и комплектующие

Раковины, умывальники, пьедесталы

Смесители и комплектующие

Постельное бельё и наматрасники

Унитазы, писсуары, биде, инсталляции

Платья и юбки

Настольное и напольное

Свитеры и толстовки

Футболки и топы

Гольф

Баки, ёмкости, гидроаккумуляторы

Бейсбол

Водонагреватели и комплектующие

Свитеры и толстовки

Пиджаки и костюмы

Бельё и домашняя одежда

Бильярд и боулинг

Вазы, кашпо, искусственные цветы

Оборудование, производство

Ароматы для дома и свечи

Предметы для хранения

Обои и клеи

Стеновые панели, рейки и элементы декора

Железобетонные изделия

Топливные брикеты, уголь

Вывоз мусора и вторсырья

Художественная гимнастика

Древесноплитные материалы

Гипсокартон

Листовой прокат

Сани, снегокаты и тюбинги

Грунт, чернозем, органические удобрения

Запчасти и аксессуары

Детская одежда и обувь

Назад

Оренбургский пуховый платок, история зарождения

3 месяца назад 14 (1 сегодня)

Оренбургский пуховый платок, уже столетия, – визитная карточка Оренбуржья и всей России. Его часто привозят из наших степей как сувенир, преподносят гостям в качестве подарка. Этот платок – настоящее творение народного искусства, в которое вложена душа мастера, его умение и любовь, возможно, поэтому он такой теплый и нежный.

Кто первым додумался чесать коз и использовать их пух для вязания изделий?

История берет начало более двух веков назад.

Существует несколько легенд об этом. Согласно одной из них, чабаны пасли коз ради молока, мяса и шерсти, не подозревая о ценности пуха. Казаки-переселенцы, общаясь с ними, обратили внимание на неопрятный вид коз и предложили свою помощь в их вычесывании, забирая с собой полученный пух. Чабаны, удивленные такой щедростью, согласились. Однако этот прием сработал лишь однажды. Вскоре чабаны осознали выгоду от пуха и стали обменивать его на продукты и деньги, а казаки начали разводить собственных коз.

Оренбургский пуховый платок, история зарождения

По другой версии, сами скотоводы догадались использовать пух коз. Казаки удивлялись, как калмыки и казахи не мерзнут в лютые морозы, легко скачут на лошадях. Присмотревшись, они заметили, что те носят под одеждой теплые жилеты и шарфы, главной задачей которых было сохранение тепла. Эти изделия были далеки от современных ажурных платков, согревая суровых мужчин, а не украшая женские плечи. Узнав о ценности козьего пуха, казаки также начали разводить коз в своих хозяйствах.

Именно казачки, не занятые земледелием, стали вязать первые ажурные платки из козьего пуха. Уникальные свойства оренбургского пуха вдохновили их на создание изящного женского аксессуара. Пух был невероятно тонким и мягким, не сравнимым с шерстью или льном, и легко ложился в красивые ажурные узоры.

История пуховязания берет свое начало в селе Желтом, расположенном в Саракташском районе Оренбургской области. Именно там, благодаря умелым рукам казачек, появилось первое ажурное изделие из пуха.

Казаки были переселены на Южный Урал для охраны рубежей государства, а их семьи сопровождали их. В то время как мужчины несли военную службу, женщины и дети занимались хозяйством. Не имея опыта в земледелии, казачки обратились к рукоделию, которым владели в совершенстве. Они начали разводить коз и вязать из их пуха теплые платки. В основу орнаментов легли образы, вдохновленные окружающей природой: бескрайние оренбургские степи, морозные узоры на стеклах и яркие гроздья рябины.

Долгими зимними вечерами, при свете лучины, женщины создавали платки удивительной красоты. Изначально это было лишь подспорьем к семейному бюджету, но со временем, когда спрос на изделия вырос, пуховязание стало основным источником дохода.

Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Умения оттачивались и совершенствовались. Могли ли первые мастерицы представить, что их труд положит начало легенде? Что их платки будут покорять выставки в Париже и Лондоне, и станут известны во всем мире? Вряд ли. Они просто хотели прокормить свои семьи, и вязание стало для них спасением.

Оренбургский пуховый платок – триумф в мире моды.

В 1760-х годах, исследователь Оренбургского края Петр Рычков первым обратил внимание на уникальные свойства пуха местных коз. Он восхитился их скоростью и предложил развить пуховязальный промысел.

Жена Рычкова, Алена Денисовна, увлеклась этой идеей и активно способствовала ее реализации. В их доме казачки осваивали мастерство вязания. Однажды, Алена Денисовна представила белый пуховый платок в столице, который произвел фурор. Оренбургские пуховязальщицы получили признание, а сама Алена Денисовна – медаль.

Этот успех вдохновил казачек, и они стали еще усерднее оттачивать свое мастерство, создавая новые узоры и техники вязания.

В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне европейцы впервые увидели оренбургские пуховые изделия. Платки были высоко оценены и удостоены наград.

Уже в начале XIX века французские законодатели моды признали пуховую шаль стильным аксессуаром. В 1857 году на Парижской международной выставке оренбургские платки вызвали восторг.

В 1858 году оренбургские мастерицы были награждены Большой серебряной медалью на выставке в Брюсселе.

В 1862 году платки из российской глубинки покорили вторую Всемирную выставку в Лондоне. Работы казачки Марии Усковой завоевали сердца англичан. Губернатор одобрил ее участие в выставке, и мастерица отправила шесть платков, которые были мгновенно раскуплены. Ускова получила медаль, диплом и денежное вознаграждение.

В 1897 году на Чикагской выставке оренбургские пуховые платки были отмечены заслуженными наградами.

Ранее, в 1882 году, на московской выставке художественной промышленности были представлены шесть платков из Оренбургской области. Два из них, работы Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р., получили особое признание и денежные премии в размере 100 рублей каждый. Для сравнения, обычная стоимость платков варьировалась от 18 до 35 рублей. Пензенские платки, хоть и изготавливались из козьего пуха, не могли сравниться с оренбургскими по уровню мастерства.

Впоследствии оренбургские пуховые платки стали постоянными участниками и лауреатами многочисленных международных выставок, включая Всемирные выставки в Канаде (1967) и Японии (1968), а также ярмарки в Алжире (1969), Сирии (1975), Греции (1976), Франции (1977), Англии (1979), Испании (1981), Индии (1982) и Германии (1985).

Стоит отметить, что некоторые ведущие мировые державы проявляли интерес не столько к платкам, сколько к самому козьему пуху. Американские предприниматели пытались разводить оренбургских коз у себя, закупая их в Оренбургской губернии и перевозя в Англию, Австралию, Францию и Южную Америку. Однако половина коз погибала в пути, а оставшиеся не давали ценного подшерстка в новых климатических условиях. Оказалось, что климат играет решающую роль в формировании уникальных свойств козьего пуха.

В связи с этим англичане и французы решили вывозить сырье. В 1824 году французская фирма "Бодиер" начала вязать шали под названием "каша". Английская фирма "Липнер и Кон" из Бирмингема производила на своих предприятиях платки, имитирующие оренбургские.

Тем не менее, самые качественные и достойные платки по-прежнему вязались и вяжутся на Оренбургской земле.

Оренбургский пуховый платок, история зарождения

Оренбургский край считается родиной пуховязального искусства.

В 1870-х годах этим ремеслом занимались около 300 мастериц. Однако платки стали настолько востребованными, что владение навыком вязания превратилось в необходимость. Рост спроса закономерно привел к увеличению предложения, и к 1900 году число вязальщиц возросло до 4000. К 1913 году уже 21000 человек обоего пола занимались изготовлением платков на продажу. В 1915 году была создана первая казачья артель, специализирующаяся на пуховых изделиях.

Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась стремлением к механизации труда вязальщиц. В 1930 году на окраине Оренбурга открылась первая в стране пуховязальная фабрика имени Первого мая. Ее создание было направлено на снижение стоимости платков, поскольку мягкость и пушистость ручной работы не поддавались воспроизведению машинным способом. На фабрике пух по-прежнему обрабатывался вручную, а ажурная кайма создавалась мастерицами. Механизирована была только вывязка основной части платка. Фабрика ежемесячно выпускала 288 платков, включая 80 ажурных, с установленными стандартами качества.

Тем не менее, механизация в полной мере произошла не на этой фабрике, а в артели имени Парижской Коммуны. Именно она впоследствии стала Фабрикой пуховых платков. Начинали с вязания носков и варежек из остатков пуха, затем перешли к платкам, освоили станки и разработали технологию машинного вязания каймы. Это значительно увеличило объемы производства. В годы войны вязальщицы также внесли свой вклад в победу. В 1955 году артель выпустила 20800 платков. В 1960 году артель была переименована в Фабрику. Новое здание фабрики, построенное в 1966 году на улице Расковой, до сих пор является ее местонахождением.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. Мастерица вручную вяжет один платок около 250 часов, в то время как фабрика за смену производит более 20 платков. В 2004 году был изготовлен 50-миллионный платок.

С появлением пуховязальных машин количество вязальщиц сократилось, поскольку машинное производство снизило стоимость изделий. Платки ручной работы по-прежнему ценятся за красоту, тепло и любовь, вложенные мастерицами.

Домой
Избранное
Добавить
Чат
Профиль